среда, 26 июня 2013 г.



ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

 
 










 
МКОУ СОШ с. Сергеевка
Программа формирования универсальных учебных действий (проект)

Пояснительная записка
Программа формирования универсальных учебных действий конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения образовательной программы, дополняет традиционное содержание образовательно-воспитательных программ и служит основой разработки примерных учебных программ. Всё это достигается путём как освоения обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, так и сознательного, активного присвоения ими нового социального опыта.
Новые социальные запросы, отраженные в тексте ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.
Цель программы формирования УУД: формирование совокупности универсальных учебных действий применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Задачи, которые решает программа личностного развития и формирования универсальных учебных действий обучающихся:
  • установить ценностные ориентиры содержания образования;
  • показать связь личностных результатов и универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов, используемых технологий и форм работы;
  • определить состав и характеристику универсальных учебных действий;
  • охарактеризовать систему типовых заданий для формирования личностных результатов и универсальных учебных действий;
  • предложить систему типовых задач для оценки сформированности универсальных учебных действий.
В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком «универсальные учебные действия» (УУД) – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
УУД обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Формирование УУД – это надежный путь кардинального повышения качества образования.
Универсальные учебные действия:
  • обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания. ;
Характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся

Функции УУД:
1.Создание условий для саморазвития и самореализации личности
  • готовность к непрерывному образованию на основе умения учиться,
  • формирование гражданской идентичности и толерантности жизни в поликультурном обществе,
  • развитие высокой социальной и профессиональной мобильности.
2.Регуляция учебной деятельности
  • принятие и постановка учебных целей и задач,
  • поиск и эффективное применение необходимых средств и способов реализации учебных целей и задач,
  • контроль, оценка и коррекция процесса и результатов учебной деятельности
3. Обеспечение успешности обучения
  • формирование целостной картины мира
  • формирование компетентностей в любой предметной области познания
  • усвоения знаний, умений и навыков
Виды универсальных учебных действий
В процессе обучения, кроме привычных предметных учебных действий, формируются следующие блоки УУД:


Личностные УУД. Метапредметные УУД.
  • Познавательные УУД.
  • Коммуникативные УУД.
  • Регулятивные УУД.
Личностные УУД
  • действие смыслообразования (интерес, мотивация);
  • действие нравственно-этического оценивания («что такое хорошо, что такое плохо»);
  • формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;
  • формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребенок задает вопросы);
  • эмоциональное осознание себя и окружающего мира;
  • формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;
  • формирование желания выполнять учебные действия;
  • использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.
В сфере личностных УУД будут сформированы:
  • внутренняя позиция школьника;
  • личностная мотивация учебной деятельности;
  • ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Познавательные УУД
Общеучебные универсальные действия
  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Универсальные логические действия
  • имеют наиболее общий (всеобщий) характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания;
  • способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);
  • составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем).
В сфере развития познавательных УУД ученики научатся:
  • использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования;
  • овладеют широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач.
Коммуникативные УУД
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
  • формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
  • формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю);
  • формирование невербальных способов коммуникации – посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.);
  • формирование умения работать в парах и малых группах;
  • формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов).
В сфере коммуникативных УУД ученики смогут
  • учитывать позицию собеседника (партнера);
  • организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;
  • адекватно передавать информацию;
  • отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Регулятивные УУД
  • целеполагание;
  • планирование;
  • прогнозирование;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
  • коррекция;
  • оценка;
  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий.
В сфере регулятивных УУД ученики смогут
овладеть всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий

личностные универсальные учебные действия
Возможные варианты приемов активизации учебной деятельности, обеспечивающих достижение планируемых результатов по программе формирования УУД.
Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
  • участие в проектах;
  • подведение итогов урока;
  • творческие задания;
  • зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
  • мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
  • самооценка события, происшествия;
  • дневники достижений и др.

Познавательные универсальные учебные действия
Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
  • «найди отличия» (можно задать их количество);
  • «на что похоже?»;
  • поиск лишнего;
  • «лабиринты»;
  • упорядочивание;
  • «цепочки»;
  • хитроумные решения;
  • составление схем-опор;
  • работа с разного вида таблицами;
  • составление и распознавание диаграмм;
  • работа со словарями;

регулятивные универсальные учебные действия
Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
  • «преднамеренные ошибки»;
  • поиск информации в предложенных источниках;
  • взаимоконтроль;
  • диспут;
  • заучивание материала наизусть в классе;
  • «ищу ошибки»;
  • КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему) и др.


коммуникативные универсальные учебные действия
Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
  • составь задание партнеру;
  • отзыв на работу товарища;
  • групповая работа по составлению кроссворда;
  • «отгадай, о ком говорим»;
  • диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
  • «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.
Описание ценностных ориентиров
Ведущая цель образования в информационную эпоху – мотивация к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни и формирование «компетентности к обновлению компетенций».
Ценностные ориентиры начального образования, конкретизирующие общие установки образования, это:
Формирование основ гражданской идентичности личности на основе:
  • формирования чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества;
  • восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа.
Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе:
  • доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
  • формирования уважения к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.
Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма
  • принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремления следовать им;
  • ориентации в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения;
  • формирования чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию
  • развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
  • формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке).
Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
  • формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
  • развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты;
  • формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
формирование нетерпимости и умения противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.;
Планируемые уровни сформированности УУД у обучающихся

Компоненты
Уровни каждого компонента УУД
Результаты сформированности каждого компонента УУД
Информационный
Базовый


Умеет читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей. Умеет использовать речь для регуляции своего действия.

Продвинутый
Умеет задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет. Умеет оформлять свои мысли в устной им письменной форме с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Критично относится к своему мнению.
Умеет задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет. Умеет оформлять свои мысли в устной им письменной форме с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Критично относится к своему мнению.
Умеет задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет. Умеет оформлять свои мысли в устной им письменной форме с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Критично относится к своему мнению.

Деятельностный
Базовый


Умеет участвовать диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Умеет отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. Может допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться  на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Умеет участвовать диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Умеет отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. Может допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться  на позицию партнера в общении и взаимодействии.


Продвинутый


Умеет учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве. Умеет договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Умеет контролировать действия партнера.
Умеет учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве. Умеет договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Умеет контролировать действия партнера.

Творческий
Базовый


Умеет адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить сложные монологические высказывания, владеет диалогической речью. выполняя различные роли в группе, умеет сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Умеет адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить сложные монологические высказывания, владеет диалогической речью. выполняя различные роли в группе, умеет сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).


Продвинутый
Умеет адекватно использовать все коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой). Владеет диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного взаимодействия. Умеет выполнять логические действия абстрагирования, сравнения, нахождения общих закономерностей, анализа, синтеза; осущесвтлять эвристические действия; выбирать стратегию решения; строить и проверять элементарные гипотезы.
Умеет адекватно использовать все коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой). Владеет диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного взаимодействия. Умеет выполнять логические действия абстрагирования, сравнения, нахождения общих закономерностей, анализа, синтеза; осущесвтлять эвристические действия; выбирать стратегию решения; строить и проверять элементарные гипотезы.


Вариативная содержательная часть
Формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных – в образовательном процессе осуществляется в процессе усвоения разных учебных предметов.
Компоненты образовательной среды, участвующие в формировании УУД (проекты, дисциплины и др.)

5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
Iп
IIп
Iп
IIп
Iп
IIп
Iп
IIп
Iп
IIп
1
«Я и моя малая Родина» (метапроект включающий «Путешественники», «Мир вокруг нас», «Я и моя семья»)






с
с
с
с
2
Объясняшки (смысловое чтение, «вкус слова»)










3
Робототехника










4
Живая математика










5
Юный журналист










6
Я исследователь (цифровые микроскопы, лаборатория Архимед)










7
Технологии с/х производства










8
Юный краевед










9
«Витязи» (военно-патриотическое)










10
Научное общество «Надежда»










11
«В здоровом теле — здоровый дух» (ЗОЖ)










12
Театральная студия











Система оценки метапредметных результатов описана в целевой блоке программы;


1 комментарий: