четверг, 27 июня 2013 г.

Составление рабочей программы по предметам


Пример


Рассмотрено
заседание МО учителей математики и информатики
от ____________года №
руководитель ШМО
______________________
Согласовано
Зам. директора по УВР________________/О.П. Вакалова/

   
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (окружающий мир)

на______________ учебный год
Наименование предмета окружающий мир
Класс 2
Учитель
Количество часов в неделю
Общее количество часов на предмет
         
Намечено на первую четверть
Уроков
Контрольных работ

       
Намечено на вторую четверть
Уроков
Контрольных работ

    
Намечено на третью четверть
Уроков
Контрольных работ

   
Намечено на четвертую четверть
Уроков
Контрольных работ
     

Итого: Уроков
Контрольных работ
      
  
Учитель ______________________________

Утверждено

Директор школы_______________/Г.Р. Харченко


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 2 класс

Статус документа:

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по окружающему миру и на основе авторской программы УМК «Перспективная начальная школа» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Структура документа:

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательностью изучения тематических блоков, требования к уровню подготовки учеников.

Пояснительная записка

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартами начального общего образования второго поколения и представлены в программе тремя содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».

Специфика предмета состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что дает возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.

Цель интегрированного курса состоит в формировании у школьника целостной картины окружающей природной и социальной среды и его места в этой среде как личности.

Задачи:

1. Сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка на основе учёта его жизненного опыта – опыта сельской жизни, с естественно-природным ритмом жизни, и опыта городской жизни – с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации;

2. Последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребёнка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений: работа с научно-популярной, справочной литературой и проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;

3.Изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребёнка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных и обществоведческих дисциплин;

4. Воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;

5.Охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.

Содержание учебного предмета «Окружающий мир» 2 класс (68 часов)

Человек и природа (40ч)

Звезды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник тепла и света для всего живого на Земле. Земля- планета; общие представления о размерах и форме Земли. Глобус- модель Земли. Изображение на глобусе с помощью условных обозначений морей, океанов, суши. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном краю на основе наблюдений.

Неживая и живая природа Земли. Условия жизни на планете Земля.

Воздух- смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека.

Цветковые растения. Части (органы) растений (корень, стебель, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, вода, воздух). Питание и дыхание растений. Роль растений в жизни человека.

Разнообразие растений: цветковые и хвойные растения; папоротники, мхи, водоросли. Красная книга России. Правила поведения на природе.

Культурные и дикорастущие растения. Продолжительность жизни растений. Размножение растений семенами, клубнями, усами, листьями.

Растения родного края. Названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы. Питание грибов. Шляпочные грибы, плесень. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Правило сбора грибов. Шляпочные грибы родного края.

Животные и их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие. Земноводные, пресмыкающиеся, их отличия. Особенности питания малышей млекопитающих животных. Особенности питания разных взрослых животных, в том числе и млекопитающих (хищники, растительноядные, всеядные). Как животные защищаются. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Живой уголок. Бионика. Бережное отношение человек5а к природе. Животные родного края, названия. Их краткая характеристика на основе наблюдений.

Человек и общество (24ч)

Обмен письмами как один из источников получения информации. Общение со старшими и сверстниками как один из источников получения новых знаний.

Семья - самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье (уважительное отношение к старшим). Семейные традиции (посильная помощь старшим, семейные праздники, совместные походы).

Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного дерева.

Младший школьник. Школьный и классный коллективы, совместная учеба, совместный общественный труд и отдых, участие в спортивных мероприятиях, во внеурочной деятельности, в охране окружающей среды.

Человек- член общества. Взаимосвязь человека с другими людьми. Уважение к чужому мнению. Значение труда в жизни человека и общества. Люди разных профессий. Профессии людей, создавших учебник.

Родной край- частица России. Родной город (село): название и его связь с историей возникновения, с занятием людей, с названием реки, озера; основные достопримечательности.

Наша Родина- Россия. Конституция России - основной закон страны. Важнейшие права граждан России - право на жизнь на образование, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на свободный труд и на отдых. Праздники в жизни общества: День Победы, День Конституции России, День Государственного флага.

Государственные символы России (Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн), узаконенные Конституцией.

Характеристика отдельных исторических событий, связанных с историей Москвы (основание Москвы, история Московского Кремля, достопримечательности Московского Кремля). Имена великих князей, связанных с историей возникновения и строительства Москвы: Юрий Долгорукий, Дмитрий Донской, Иван III (правнук Дмитрия Донского).

Правила безопасного поведения (4ч)

Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня школьника. Составление режима дня школьника. Личная гигиена. Физическая культура. Игры на воздухе как условие сохранения и укрепление здоровья. Чистота - залог здоровья (чистые руки, кипяченная вода, проветривание помещения). Режим питания. Причины простудных заболеваний. Советы старших: правила предупреждения простудных заболеваний: правила поведения при простудных заболеваниях. Номера телефонов экстренной помощи.

Правила безопасного поведения на улице (проезжая часть улицы, встреча с незнакомым человеком, оставление вещи, правила поведения при выгуле животных, при встрече с собаками). Правила дорожного движения. Правило перехода проезжей части улицы. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешехода. Переход железной дороги.

Правила безопасного поведения в быту (лифт многоэтажного дома, незнакомый человек, оставление вещей). Основные правила поведения с водой, электричеством, газом.

Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир» 2-й класс

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой

    Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир»


    во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.


    Регулятивные УУД:

    • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
    • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
    • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
    • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
    • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
    • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

    Познавательные УУД:

    • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
    • Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
    • Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
    • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
    • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

    Коммуникативные УУД:

    • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
    • Слушать и понимать речь других.
    • Выразительно читать и пересказывать текст.
    • Вступать в беседу на уроке и в жизни.
    • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
    • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

    Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир»

    во 2-м классе является формирование следующих умений:

    • объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;
    • объяснять влияние притяжения Земли;
    • связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
    • наблюдать за погодой и описывать её;
    • уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
    • пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
    • называть основные природные зоны и их особенности.
    • оценивать правильность поведения людей в природе;
    • уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.

    Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 2-го года обучения:

    В результате изучения раздела «Человек и природа» учащиеся научатся:

    • различать объекты неживой и живой природы, приводить примеры

    взаимосвязи между объектами неживой и живой природы (смена времен года,

    влияние Солнца на жизнь растений и животных и т.д.);

    • устанавливать связи между сезонными изменениями в нежи­вой и живой

    природе;

    • сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц,

    млекопитающих;

    • группировать объекты природы по их признакам (насекомые, рыбы, птицы,

    млекопитающие)

    • назвать признаки отличающие домашних животных от диких;
    • сравнивать характерные для животных способы питания;
    • характеризовать роль грибов в жизни человека;
    • ставить простейшие опыты исследуя свойства воды;
    • наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха;
    • наблюдать и выявлять условия, необходимые для жизни растений;
    • учиться работать со справочной литературой
    • определять характер взаимоотношений человека и объектов природы, называть

    представителей растительного и животного мира занесенных в Красную книгу;

    • понимать необходимость вести здоровый образ жизни.

    Обучающиеся получат возможность научиться:

    • обнаруживать различие между наблюдением и опытом как разными способа­ми получение ответов на вопросы об окружающем мире;
    • характеризовать общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
    • называть основные, легко определяемые свойства воздуха и воды;
    • отличать разнообразие жизненных форм растений (деревья, кустарники, травы) и грибов своей местности;
    • называть группы растений по их характерным признакам (цветковые растения, хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли);
    • называть группы животных по их характерным признакам (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);
    • иметь представление о значении природы для здоровья и жизни человека;
    • иметь представление об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении этого труда;
    • знать средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура);
    • знать фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая стар­шее поколение;

    В результате изучения раздела «Человек и общество»

    Обучающиеся научатся:

    • рассказывать об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении этого труда;
    • знать средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура);
    • названия: своего государства (Россия), его столицы (Москва), главной площади столицы (Красная площадь), главной достопримечательности столицы (Кремль), исторической достопримечательности Кремля (Спасская башня);
    • принимать участие и знать важнейшие событие страны и города: день Победы, День города и т.д.
    • название родной страны, ее столицы; региона, где живут уча­щиеся, родного города (села);
    • использовать дополнительные средства информации (словари, хрестоматию), а также учиться работать с оглавлением учебника; называть своих ближайших родственников; знать профессии взрослых и важность каждой профессии, описывать изученные события из истории Отечества (история Московского Кремля, Великая Отечественная война);

    Обучающиеся получат возможность научиться:

    • знать основные права ребенка (право на жилье, обучение, лечение, защиту от насилия старших);
    • называть государственные праздники, дни памятных дат (День Конституции, День Победы, День защитников Отечества);
    • узнать правила безопасного поведения в природе.

    Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
    • выполнения правил поведения в природе и участия в ее охра­не.
    • удовлетворения познавательных интересов, поиска дополни­тельной информации о родном крае.
    • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

    Программу обеспечивают:

    Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Учебник в 2ч. - М.: Академкнига/Учебник.

    Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Тетради для самостоятельной работы №1,№2. - М.: Академкнига/Учебник.

    Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Хрестоматия. - М.: Академкнига/Учебник.

    Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Методическое пособие для учителя. - М.: Академкнига/Учебник.

    Календарно — тематическое планирование 2 класс (68 часов - 2 часа в неделю)



    п/п
    Тема урока
    Кол-во
    час.

    Решаемые проблемы

    Понятия

    ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (в соответствии с ФГОС)

    Предметные результаты
    УУД



    Источники информации об окружающем нас мире. Где и как найти ответы на вопросы (6 часов)
    1Мир живой и неживой природы. Письмо экологов школьникам.1Как взаимодействует живая и неживая природа?
    Живая природа
    Неживая природа
    Научиться выделять отличительные признаки живой природы; распределять объекты в группы по общим признакам.
    Л.:
    -выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
    -осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
    Р.:
    -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
    -преобразовывать практическую задачу в познавательную.
    П.:
    -сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям.
    К.:
    -стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе.

    2Мир живой и неживой природы. Мишины вопросы1Как воздействует человек на природу?
    Живая природа
    Неживая природа
    Научиться находить взаимосвязи живой и неживой природы; узнавать растения и животных своей местности.
    3Мир живой и неживой природы. Советы старших..1Как воздействует человек на природу?
    Живая природа
    Неживая природа
    Научиться различать объекты неживой и живой природы.
    4Осенние работы на пришкольном участке.1Как взаимодействует живая и неживая природа?
    Живая природа
    Неживая природа
    Научиться устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; работать в группе(умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать)
    5Книги – наши друзья. Ищем ответы на вопросы в учебнике.1Ищем ответы на вопросы в учебнике.
    Опыт
    Наблюдение

    Научиться работать с книгой как с источником информации.
    Л.:
    -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
    Р.:
    -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
    -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
    П.:
    -осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
    -осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;
    -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
    К.:
    - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
    -строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр видит и знает, а что нет.

    6Опыт и наблюдение.1Чем отличается опыт от наблюдения?
    Опыт
    Наблюдение

    Научиться находить различие между опытом и наблюдением, как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем мире. Уметь проводить опыты и наблюдения по плану.
    Планеты и звёзды (5 часов)
    7Земля. Модель Земли.1Как выглядит наша Земля?
    Глобус
    Ось
    Экватор
    Научиться находить на глобусе Северный и Южный полюсы, экватор.
    Л.:
    -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
    -устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.
    Р.:
    -оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
    -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
    П.:
    -осуществлять запись об окружающем мире;
    -использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
    -строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.
    К.:
    -учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
    -аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

    8Почему на Земле день сменяется ночью?1Почему на Земле день сменяется ночью?
    Глобус
    Ось
    Экватор
    Научиться демонстрировать с помощью глобуса движение Земли вокруг своей оси.
    9Звёзды и созвездия1Ориентация по звёздамПолярная звездаНаучиться характеризовать звёзды и планеты; находить на небе известные небесные тела.
    10Планеты 1Какие планеты Солнечной системы существуют?
    Солнечная система
    планеты
    Иметь представления о планетах Солнечной системы.
    11Движение Земли вокруг Солнца.1Какова причина смены времён года?
    Солнечная система
    планеты
    Научиться объяснять причину смены времён года; демонстрировать с помощью глобуса движение Земли вокруг Солнца.
    Неживая и живая природа Земли (2 часа)
    12Как связаны живая и неживая природа?
    Как связаны живая и неживая природа?
    Живая природа
    Неживая природа
    Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.
    Научиться сравнивать предметы живой и неживой природы; планировать и проводить несложные опыты.
    Л.:
    выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
    -осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
    Р.:
    -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
    -преобразовывать практическую задачу в познавательную.
    П.:
    -осуществлять запись об окружающем мире;
    -строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.
    К.:
    -задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

    13Условия жизни на планете Земля
    Одно из важных условий жизни человека?


    Свойство воздуха и воды (4 часа)
    14Свойство воздуха
    Какие свойства у воздуха?Газообразные веществаНаучиться проводить простейшие опыты; фиксировать результаты и их анализ. Знать основные и легко определяемые свойства воздуха; значение воздуха в природе.
    Л.:
    -широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
    Р.:
    -в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
    -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
    П.:
    Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
    -осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
    К.:
    -задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

    15Кому и для чего нужна вода?
    Кому и для чего нужна вода?Круговорот воды в природеНаучиться сравнивать свойства воды и воздуха; соблюдать правила поведения у воды. Знать основные легко определяемые свойства воды; значение воды в природе.
    16Вода и её свойства
    В каком состоянии бывает вода?


    17Обобщение по теме «Свойство воды и воздуха»
    Что узнали о свойствах воды и воздуха?
    Научиться выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде; работать в группе.
    Солнце, воздух, вода и … растения (4 часа)
    18Условия, необходимые для развития растений.
    Какие условия необходимы для развития растений?
    Теневыносливые
    Светолюбивые
    Научиться анализировать опыт; формулировать выводы по результатам и фиксировать выводы в письменном виде.
    Знать условия, необходимые для развития растений.
    Л.:
    выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
    -осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
    Р.:
    -в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
    -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
    -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
    П.:
    - осуществлять запись об окружающем мире;
    -строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях
    К.:
    - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

    19Корень, стебель и лист.
    Какое значение играют в жизни растений корень, стебель и листья?
    Научиться различать части растений; из своих наблюдений делать выводы о значении корня, стебля, цветка растений.
    20Питание растений
    Как и чем питаются растения?Фотосинтез Научиться использовать книгу как источник информации. Иметь представление о питании растений.
    21Обобщение по теме «Солнце, воздух, вода и… растения»
    Что мы узнали о воздухе, воде и …. растениях?
    Научиться приводить примеры разнообразных жизненных форм растений и грибов своей местности. Знать разнообразие жизненных форм растений.
    Л.:
    -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
    Р.:
    -оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
    -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
    П.:
    -осуществлять запись об окружающем мире;
    -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
    К.:
    -осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

    Разнообразие растений (4 часа)
    22Цветковые и хвойные растения
    Какие растения относятся к цветковым и к хвойным?
    Цветковые
    Хвойные

    Научиться определять группы растений по их характерным признакам.
    Л.:
    выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
    -осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
    Р.:
    -в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
    -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
    -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем
    П.:
    -осуществлять запись об окружающем мире;
    -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
    К.:
    -задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

    23Папоротники, мхи и водоросли
    Места обитания дикорастущих растений?Дикорастущие Научиться группировать растения по их признакам и свойствам; работать с научной литературой; оформлять свои наблюдения.
    24Красная книга России. Правила поведения на природе.
    Какие растения находятся под угрозой исчезновения?
    Научиться кратко характеризовать средства сохранения природы; выполнять простейшие инструкции; называть растения своего края внесённые в Красную книгу России.
    25Обобщение по теме «разнообразие растений»
    С какими видами растений познакомились?
    Научиться группировать растения по их признакам и свойствам; работать с научной литературой; оформлять свои наблюдения.
    Культурные растения. Продолжительность жизни растений (8 часов)
    26Для чего люди выращивают культурные растения?
    Для чего люди выращивают культурные растения?Культурные растенияНаучиться выделять характерные признаки культурных растений, отличающих их от дикорастущих.
    Л.:
    -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
    -устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.
    Р.:
    -в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
    -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
    -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем
    П.:
    -осуществлять запись об окружающем мире;
    -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
    К.:
    -задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

    27Какие части культурных растений используют люди?
    Какие части культурных растений используют люди?


    28Можно ли все огородные растения высаживать одновременно?
    Можно ли все огородные растения высаживать одновременно?
    Рассада
    Сеянцы
    Научиться ухаживать за огородными растениями; правильно подбирать рассаду или семена.
    29От чего зависит урожай зерновых?
    От чего зависит урожай зерновых?Зерновые культуры Знать важность зерновых культур в жизни человека.
    30Растения сада
    Как ухаживать за садовыми растениями?
    Научиться находить и определять садовые растения; ухаживать за растениями. Знать основные растения сада.
    Л.:
    выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
    -осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
    Р.:
    -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
    -преобразовывать практическую задачу в познавательную.
    П.:
    -осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
    -осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;
    -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
    К.:
    -задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

    31Сколько живут растения?
    Сколько живут растения?
    Научиться определять возраст растений; различать признаки однолетних, двулетних и многолетних растений.
    32Размножение растений своими частями.
    Один из способов размножения
    растения .
    Черенок
    Отросток
    Семя
    Плод
    Иметь представление о возможности вегетативного размножения растений.
    33Обобщение по теме «Культурные растения. Продолжительность жизни растений»
    Что узнали о культурных растениях?
    Научиться раскрывать особенности внешнего вида и жизни растений; называть растения своего края. Внесённые в Красную книгу.
    Грибы (3 часа)
    34Грибы. Можно вырастить грибы на кусочке хлеба?
    Можно вырастить грибы на кусочке хлеба?
    Знать свойства и признаки грибов; взаимосвязь живой и неживой природы.
    Л.:
    -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
    -устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.
    П.:
    -Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
    -осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
    Р.:
    -оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
    -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
    К.:
    - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

    35Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов.
    Какие грибы съедобные, а какие несъедобные?
    Знать отличительные признаки съедобных грибов.
    36Как правильно собирать грибы?
    Как правильно собирать грибы?
    Научиться правильно собирать грибы; приводить примеры грибов своей местности.
    Животные (8 часов)
    37Разнообразие животных1Какие особенности внешнего вида и жизни животных?
    Научиться приводить примеры животных, не менее 2-3 представителей каждой группы; раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных.
    Л.:
    -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
    -устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.
    Р.:
    -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
    -преобразовывать практическую задачу в познавательную.
    П.:
    -осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
    -осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;
    -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
    К.:
    -задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

    38Насекомые1Какие отличительные признаки насекомых?
    Растительноядные
    Хищные

    Знать отличительные признаки насекомых и деление их на группы.
    39Рыбы1Какие отличительные признаки рыб?
    Научиться распознавать отличительные признаки рыб; приспособления рыб к жизни в воде.
    Л.:
    выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
    -осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
    Р.:
    -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
    -преобразовывать практическую задачу в познавательную.
    П.:
    -осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
    -осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;
    -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
    К.:
    -задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

    40Земноводные 1Какие отличительные признаки земноводных?Амфибии Научиться высказывать суждения по результатам сравнения и выделения существенных признаков организма.
    41Пресмыкающиеся 1Какие отличительные признаки пресмыкающихся?
    Научиться правилам поведения со змеями.
    Знать черты сходства и различия крокодилов, ящериц, черепах, змей.

    42Птицы 1Какие отличительные признаки птиц?
    Научиться определять птиц среди других животных. Знать отличительные признаки птиц.
    Л.:
    -выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
    -осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
    Р.:
    -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
    -преобразовывать практическую задачу в познавательную.
    П.:
    -сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям.
    К.:
    -стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе.

    43Звери 1Какие отличительные признаки млекопитающих?Млекопитающие Научиться определять млекопитающих среди других животных.
    Л.:
    -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
    Р.:
    -оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
    -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
    П.:
    -осуществлять запись об окружающем мире;
    -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
    К.:
    -осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

    44Как животные защищаются1Как животные защищаются?
    Научиться распознавать животных по их характерным признакам. Знать способы защиты животных от врагов.
    Л.:
    -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
    -устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.
    Р.:
    -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
    -преобразовывать практическую задачу в познавательную.
    П.:
    -сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям.
    К.:
    -осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

    Человек и животные (6 часов)
    45Домашние животные1Какие особенности домашних животных?Домашние животныеНаучиться раскрывать особенности домашних животных.
    Л.:
    -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
    Р.:
    -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
    -преобразовывать практическую задачу в познавательную.
    П.:
    -осуществлять запись об окружающем мире;
    -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
    К.:
    -осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

    46Живой уголок1Какие обитатели могут поселиться в живом уголке?Живой уголокНаучиться ухаживать за обитателями живого уголка.
    Л.:
    -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к Р.:
    -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
    -преобразовывать практическую задачу в познавательную.
    школе;
    П.:
    -осуществлять запись об окружающем мире;
    -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
    К.:
    -стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе.

    47
    Урок-экскурсия на станцию юннатов
    Живой урок в музей.
    1
    Юннаты Научиться правилам поведения и обращения с животными
    Л.:
    -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к ш Р.:
    -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
    -преобразовывать практическую задачу в познавательную.
    коле;
    П.:
    -сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям.
    К.:
    -стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе.

    48Значение диких животных1Каково значение диких животных в жизни человека?Дикие животныеНаучиться определять значение диких животных в жизни человека. Знать диких животных родного края.
    Л.:
    выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
    Р.:
    -в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
    -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
    -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
    П.:
    -строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.
    К.:
    -стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе.

    49Человек в ответе не только за тех, кого приручил1Как человек заботится о дикой природе?
    Научиться правилам поведения в природе и правилам общения с дикими и домашними животными.
    Л.:
    -выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
    Р.:
    -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
    П.:
    -строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.
    К.:
    - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

    50Заповедники или заказники родного края. Обобщение по теме «Человек и животные»1Какие заповедники есть в нашем краю?
    Иметь представления о природоохранной работе, проводимой в родном крае.
    Научиться правилам поведения в походах.

    Человек разумный – часть природы (6часов)
    51Про тебя1Какое значение имеет природа для человека?Живое существоИметь представление о значении природы для здоровья человека; об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении данного труда.
    Л.:
    -выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
    Р.:
    -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
    П.:
    -строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.
    К.:
    - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.




    52Что умеет человек?1Что умеет человек? Человек – существо социальное, член общества.
    Научиться формировать выводы на основе своих наблюдений.
    Л.:
    -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к Р.:
    -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
    -преобразовывать практическую задачу в познавательную.
    школе;
    П.:
    -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
    К.:
    -стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе.


    53Расти здоровым1Какие условия необходимы для жизни на Земле?Здоровье Научиться распознавать причины простудных заболеваний и их меры предупреждения.
    Л.:
    -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
    Р.:
    -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
    -преобразовывать практическую задачу в познавательную.
    П.:
    -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
    К.:
    -осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.


    54Питание и здоровье1Режим питания
    Полезная пища
    Разнообразная пища
    Научиться работать с дополнительными источниками знаний
    Л.:
    -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к Р.:
    -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
    -преобразовывать практическую задачу в познавательную.
    школе;
    П.:
    -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
    К.:
    -стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе.


    55От кого зависит твой режим дня?1От кого зависит твой режим дня?
    Научиться соблюдать режим дня. Знать условия хорошего самочувствия.

    56Обобщение по теме «Человек разумный – часть природы»1Обобщение знаний
    Знать средства сохранения и укрепления здоровья человека.
    Л.:
    -выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
    Р.:
    -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
    П.:
    -строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.
    К.:
    - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.


    Как уберечь себя от беды?(5часов)
    57Чистота – залог здоровья1Какие основные правила личной гигиены?Личная гигиенаНаучиться выполнять правила личной гигиены.
    Л.:
    выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
    -осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
    Р.:
    -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
    -преобразовывать практическую задачу в познавательную.
    П.:
    -осуществлять запись об окружающем мире;
    -строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.
    К.:
    -задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.


    58Берегись простуды!1Охрана и укрепление здоровья

    59Твоя безопасность на улице1Какие правила безопасности нужно соблюдать на улице?
    Научиться соблюдать правила безопасности на улице.
    Л.:
    -широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
    Р.:
    -в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
    -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
    П.:
    Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
    -осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
    К.:
    -задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.


    60Твоя безопасность дома1Какие правила безопасного поведения мы должны соблюдать дома?
    Научиться вести себя в нестандартных ситуациях; вызывать помощь; правилам безопасного поведения дома.

    61
    Обобщение по теме
    «Как уберечь себя от беды?»
    1Как уберечь себя от беды?
    Научиться выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде; работать в группе.
    Л.:
    -широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
    Р.:
    -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
    П.:
    -строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.
    К.:
    -задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром


    В родном краю (7часов)
    62Имя города, села, посёлка.1Россия – наша РодинаРодинаНаучиться работать с различными источниками информации.
    Л.:
    -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
    Р.:
    -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
    П.:
    -осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
    -осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;
    -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
    К.:
    - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;


    63История Московского Кремля.1Москва – столица России
    Научиться описывать изученные события из истории Отечества, самостоятельно работать с книгой.
    Л.:
    -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
    Р.:
    -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
    -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
    П.:
    -осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
    -осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;
    -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
    К.:
    - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
    -строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр видит и знает, а что нет.


    64Экскурсия в город1Предприятия, обслуживающие жителей города
    Научиться анализировать полученную информацию.

    65Общий дедушка1Правила взаимоотношения со взрослыми и сверстниками
    Научиться пользоваться средствами связи. Знать основные права ребёнка; способы обмена информацией.
    Л.:
    -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к Р.:
    -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
    П.:
    -строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.
    К.:
    -задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром


    66День Победы1Государственные праздникиГосударственная символикаНаучиться приводить примеры основных государственных праздников.
    Л.:
    -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к Р.:
    -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
    П.:
    -строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.
    К.:
    -задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром


    67День Конституции1


    68Обобщение по теме «В родном краю»1Россия – наша Родина
    Научиться работать с различными источниками информации.
    Л.:
    выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
    -осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
    Р.:
    -преобразовывать практическую задачу в познавательную.
    П.:
    -осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
    -осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;
    -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
    К.:
    -задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.


    УРОКИ 69, 70 - РЕЗЕРВ



    поступок совершить.



3 комментария:

  1. День был посвящен знакомству со структурой рабочей программы, составлению компетентностных заданий. Результатом работы стала рабочая программа по окружающему миру 2 класс.

    ОтветитьУдалить
  2. Почему второй класс, а не пятый?

    ОтветитьУдалить
  3. Нам не было конкретно обозначено, что необходимо сделать рабочую программу пятого класса. А второй класс, потому что среди нас был учитель начальных классов.

    ОтветитьУдалить